?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Торжество правды в Кузнецке
dm_nikolich
Миновавшая неделя ознаменовалась радостным и долгожданным событием: в городе Кузнецке Пензенской области в пресвитерское достоинство возведён единоверческий инок Варсонофий (урожденный Владимир Яшин).
1

Кто не знает предыстории события, тот не сможет по достоинству оценить его грандиозность.Единоверческая община города Кузнецка, возглавляемая чтецом Владимиром Яшиным, в 2009 году была изгнана из своего храма  агрессивными ненавистниками старого обряда. Группа интриганов оклеветала В.Яшина перед архиереем, добилась "перепрофилирования" единоверческого храма в новообрядческий и развернула компанию яростной травли кузнецкой православно-старообрядческой общины. Несколько лет единоверцы молились в домашней моленной, терпя при этом многие поношения и клеветы. В отобранном храме осталось имущество - иконы, книги, утварь.  Попытки добиться правды в "вышестоящих" органах Патриархии ( в частности - в пресловутой "комиссии по делам старообрядных приходов) не дали ничего ... Период был очень тяжелый, не все его выдержали. Но ядро общины выжило, не имея никакой опоры, кроме Веры и горячей молитвы.
Дай Бог здоровья отдельным клирикам и мирянам (причем не только единоверцам), поддерживавшим общину в то нелегкое время. Но поддержка была чисто моральной, как-то реально изменить ситуацию на тот момент не мог  никто, да и далековато все от Кузнецка находились... А враги были всё время под боком. Они постоянно проявляли какую-то просто болезненную  гипер-активность, с плотоядной настойчивостью отслеживая каждый шаг единоверцев; сочиняли про них дикие небылицы, извращали и превратно истолковывали любое событие или высказывание, поливали грязью в интернете, строчили статьи, плодили темы на форумах, интриговали, создавали жж-клоны и даже расклеивали листовки по городу.  Думаю, какому-нибудь искушенному пропагандисту-технологу будет интересно исследовать, к каким изощренным приёмам прибегали кузнецкие "борцы с расколом".  Хочу даже написать специальную статью на эту тему, да всё руки не доходят.
На всю эту подлую информационную травлю В.Яшин и его сомолитвенники... не отвечали ничего. Ни разу. Они терпели, ждали и старались не обращать на клеветников внимания. То есть вели себя именно так, как подобает христианам. В наше время подобное крайне редко приходится наблюдать (признаюсь,  я бы так не смог).
Несколько раз В.Яшин ездил в Москву, хлопотал о гонимой общине. Он многократно просил - нет, не вернуть храм (в этом отказали сразу) - но дать какую-то возможность духовно окормляться, прислать единоверческого священника из Подмосковья. Несколько лет его прошения оставались гласом вопиющего в пустыне. О кузнецких единоверцах решили забыть, вычеркнуть из жизни. Людям приходилось ездить за несколько сот километров, чтобы поисповедываться и причаститься... Священноначалие молчало, вокруг бушевала анти-единоверческая истерия. Трудно было не пасть духом в такой ситуации... И всё же, несмотря ни на что, вопреки чаяниям ненавистников, в помещении бревенчатой моленной, построенной в огороде В.Яшина, все эти годы не прекращалась соборная молитва кузнецкой единоверческой общины, звучало древнее крюковое пение. Без священника, мирянским чином, люди молились весь годовой круг праздников, благодаря Бога за вся благая и полезная.
Признаться, к 2012-2013 годам уже мало кто верил, что православное старообрядчество в Кузнецке возродится. Большинство, и я в том числе, в унынии ожидали, что вот-вот последние верные падут духом, и моленная опустеет... Но Господь посрамляет маловеров.
Ситуация стала меняться, когда  Пензенская епархия МП стала митрополией и разделилась на несколько епархий. И, слава Богу, новый епископ Кузнецкий и Никольский Серафим (Домнин) проявил себя как мудрый и добросовестный архипастырь. Попытки клеветников повлиять на него оказались обреченными на провал: епископ  - уроженец Пензенской области, хорошо разбирающийся в местных реалиях, а главное - знающий лично В.Яшина и потому способный оценить всю нелепость и гнусность пропагандистской компании, развёрнутой против него криптосектантами.
Весной 2013 года еп.Серафим посетил моленную единоверцев, пообщался с ними и пообещал, что у них будет храм. Владимир Яшин стал готовиться к принятию священнического сана. Вскоре, с согласия вл.Серафима, он предпринял поездку в г.Нарва (Эстония), где епископ Лазарь (Гуркин) - уроженец Мордовии, бывший наместник Чуфаровской Троицкой обители, уважаемый пастырь, знающий В.Яшина много лет -  совершил над ним иноческий постриг по дораскольному чину, назвав новопостриженного в честь свт.Варсонофия, епископа Тверскаго.
У местных ненавистников единоверия цепь этих событий вызвала настоящую панику. В течении весны-осени 2013 г. они несколько раз разражались злобными статьями, в которых, однако, явно проявлялись бессилие и растерянность. Ничего изменить они не могли,
 В.Яшин и его сомолитвенники-единоверцы не вступали в интернет-баталии, не разоблочали лживые бредни, не занимались пустой болтовнёй; они самим своим поведением доказали свою правоту и посрамили клеветников.

...И вот - свершилось. 13 (26) ноября, в день празднования иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Царя града, Варсонофий Яшин стал священноиноком. Кузнецкие единоверцы перестали быть "беспоповцами поневоле".

DSC_06551

Освящен антиминс, бревенчатая моленная стала новой церковью свт.Николы.
kuz2

Правда восторжествовала.
Всё это поистине чудо, по другому не назовёшь. И трудно переоценить данное событие для всего Новоблагословенного согласия в целом. Многие скептики воспряли духом. Кто бы мог подумать, что Господь в наше время (которое слишком многими видится последним) пошлёт такое утешение... Один из единоверческих священников, сослуживших при освящении нового храма, поделился со мной впечатлением о епископе Серафиме: "Я даже прослезился, не думал, что есть еще такие архиереи!" - настолько кузнецкий архипастырь проявил благоговение и ревность, соблюдя в точности весь дораскольный чин.
Слава Богу за всё.

  • 1
(Deleted comment)
Я поразился, столько желчи было в высказываниях иных представителей РПСЦ по отношению к новопоставленному единоверческому клирику.

Надо же! Какие диаметрально противоположные оценки! Что и подтверждает, что всё в мире относительно, смотря кто событие освящает и оценивает.

Edited at 2013-12-02 01:29 pm (UTC)

О какой противоположной оценке речь?

Да я не знаю, имеешь ли ты туда доступ. Записи ведутся под замком.

грустно, что случаются такие проявления враждебности между православными. Дай Бог всем терпения, а критикам древнего обряда - мудрости.

Спаси Христос.

Людям приходилось ездить за несколько сот километров, чтобы поисповедываться и причаститься...
А почему единоверцам нельзя было исповедаться и причаститься у "новообрядческого" священника? Нет, я всё понимаю - к кому попало ходить на исповедь не следует, но неужели во всём Кузнецке и рядом не было ни одного адекватного священника, к которому можно было бы на исповедь пойти? В чём тут проблема - "новообрядческие" священники отказывались исповедовать и причащать единоверцев или для самих единоверцев было неприемлемым исповедоваться и причащаться там, где служат не по старому обряду?

Слава Богу, что община всем составом не ушла в какую-нибудь другую старообрядческую юрисдикцию (некоторые представители РПСЦ, например, оценивают это как свой крупный миссионерский провал). Это ведь исповедничество в некотором роде - будучи выгнанными "новолюбцами" из храма, не обозлиться против патриархии в принципе, а ездить к единоверческим попам за тридевять земель.

Edited at 2014-10-10 06:34 am (UTC)

"...Неужели во всём Кузнецке и рядом не было ни одного адекватного священника, к которому можно было бы на исповедь пойти?"
Не могу сказать, поскольку сам ни разу там не был. При случае поинтересуюсь. Насколько мне известно, некоторые из них ходили там на исповедь - наверное, те, у кого не было возможности ехать за сотни верст.
"...Для самих единоверцев было неприемлемым исповедоваться и причащаться там, где служат не по старому обряду?"
Возможно, так.

Поэтому единоверец, оказавшийся волею случая в новообрядном храме, не может чувствовать себя готовым дерзнуть приступить к великому Таинству.
Ну, такое объяснение я готов принять. Правда, с моей точки зрения это как раз проходит по категории "психологически комфортнее" (против чего я, как уже сказал, ничего не имею), так что Вы скорее подтвердили мои предположения, нежели опровергли их.

Непонятно, правда, следующее: что мешает единоверцу приступить к Причастию в "новообрядном" храме, но при этом готовиться к Таинству, говея так, как он привык - читать дораскольное Правило, поститься столько и так, как это принято у единоверцев и т.п.? Вряд ли кто-либо из священников не допустит готовившегося таким образом к Причастию - ведь обычай единоверцев строже современного: правило длиннее (больше канонов, больше молитв, надо читать Изобразительны и т.п.), пост строже и т.п.

Мне думается, это очень серьёзный вопрос: могу понять того, кто не дерзнёт приступить к Таинству, не поговев с той строгостью, к которой он привык, но если он сам говеет "как положено" и тем не менее "не может чувствовать себя готовым дерзнуть приступить к великому Таинству" - это как-то странно, не находите?. Неужели от того, что священник и большинство прихожан говели менее строго, в Чаше не Тело Христово? Если в Чаше "новообрядческой" То же Тело Христово, что и в Чаше единоверческой, то как можно "не дерзать" к этой Чаше приступить, если сам говел должным образом? Опасаюсь, что такое не "не дерзаю из благоговения" называется, а несколько иначе, увы... Из этого есть и практические следствия - фактически единоверец, получается, не сможет "дерзнуть" причаститься, скажем, в паломничестве где-нибудь на Афоне или на Святой Земле: там же вообще ведь греки служат, у которых все, так сказать, "более иначе" :), чем у русских "новообрядцев"!

В общем, хотя я и готов принять Ваше объяснение, но исключительно как снисхождение к человеческой немощи по Апостолу ("а изнемогаяй зелия да ястъ" - Рим.14:2). Чем-то нормальным это признать невозможно, т.к. такой подход ("не дерзаю приступить, ибо подготовка к Причастию у новообрядцев существенно отличается от той, которая бытует у староверов, в т.ч единоверцев") фактически ставит евхаристическое единство Церкви в ничто (ещё раз повторюсь, что речь идёт не о том, когда человек не дерзает приступить, не поговев как он привык, а если он сам-то так говел и никто ему это не мешает делать, но тем не менее он "не дерзает").


Edited at 2014-11-11 10:55 am (UTC)

1) «…с моей точки зрения это как раз проходит по категории "психологически комфортнее"»

Очень неуместная для христианина трактовка. Понятно, что с точки зрения материалиста или, например, фрейдиста, понятие «страх Божий» и вообще вся наша религия – сплошная психология и ничего более. Но как Вы можете сводить такие вещи к психологии?

2) «…Что мешает единоверцу приступить к Причастию в "новообрядном" храме, но при этом готовиться к Таинству, говея так, как он привык - читать дораскольное Правило, поститься столько и так, как это принято у единоверцев и т.п.?»

Так ведь подготовка заключается не только в этом, но и в храмовых богослужениях – как самой литургии, так и предшествующих ей. Ну и в исповеди, конечно.

3) «…Как можно "не дерзать" к этой Чаше приступить, если сам говел должным образом?»

Вы как-то странно изолируете Причастие от всего остального богослужения. Словно человек находится где-то в безвоздушном пространстве, там говеет/молится, а потом выходит, открывает рот и – хоп! – причастился. Как будто ход богослужения и вообще вся окружающая обстановка его никак не касаются, и на готовность к Таинству не влияют…
Говорят, сейчас у католиков делают мессы на 20 минут. Типа – «зачем больше, ведь главное – Причастие, остальное необязательно». Забежал перед работой, 20 минут постоял, причастился и побежал – как удобно!...У наших новообрядцев, слава Богу, до етого еще далеко, но тенденция просматривается. Уж не прогневайтесь. С католиками, понятно, я не равняю, но ко всему богослужению у вас, кроме Литургии верных, отношения стало совершенно пренебрежительным, граничащее с полным уставным нигилизмом.


4) Из этого есть и практические следствия - фактически единоверец, получается, не сможет "дерзнуть" причаститься, скажем, в паломничестве где-нибудь на Афоне или на Святой Земле…

И что за беда? Это что, обязательное требование – причащаться в поломнических поездках?... Это вообще трудновыполнимо: где и у кого исповедываться-то?...Ладно, допускаю, что сей вопрос может быть решён: например, поисповедываться у духовника заранее... Вообще-то единоверцы сейчас самые разные, кто на что горазд. Вполне допускаю, что кто-то причащается именно так, как Вы рекомендуете. Но есть еще люди с традиционными, так сказать, устоями. И я понимаю тех людей из Кузнецка, кто не стал экспериментировать, а поехал причащаться за сотни верст…В любом случае: если человек сочтёт себя ГОТОВЫМ, и будет благословлён духовником – он причастится хоть в Антарктиде. А если нет, то это в ближайшем храме не получится…
Видите ли, нужно еще учитывать и то, что у Кузнецких «борцов» был и такой расчет: пусть эти двуперстники ходят к нам, привыкают, приступают к Таинствам – так и «перевоспитаются», и не будет никаких единоверцев…
Если следовать Вашей логике, то и выходит: а зачем вообще единоверческие приходы нужны?


5) «…Хотя я и готов принять Ваше объяснение, но исключительно как снисхождение к человеческой немощи…»

Чувствительно Вам благодарны:) Уж снизойдите, куда нам, немощным, до Вас...

6) "...Фактически ставит евхаристическое единство Церкви в ничто"...

Я знаю немало новообрядцев, которыке категорически не станут причащаться, например, у "кочетковцев". Хотя те тоже не отлучены РПЦ. Значит, тоже евхаристическое единство в ничто ставится...


Edited at 2014-11-12 06:09 pm (UTC)

Очень неуместная для христианина трактовка. Понятно, что с точки зрения материалиста или, например, фрейдиста, понятие «страх Божий» и вообще вся наша религия – сплошная психология и ничего более. Но как Вы можете сводить такие вещи к психологии?
Это ведь Вы, кажется, сказали - "единоверец, оказавшийся волею случая в новообрядном храме, не может чувствовать себя готовым..." и т.д.? Т.е. по Вашим же собственным словам, проблема относится к сфере "чувств", а это - чистой воды психология.
Вы как-то странно изолируете Причастие от всего остального богослужения.[...]С католиками, понятно, я не равняю, но ко всему богослужению у вас, кроме Литургии верных, отношения стало совершенно пренебрежительным, граничащее с полным уставным нигилизмом.
И что? Повторяю - что при всём этом мешает участвовать накануне вечером в уставной всенощной в единоверческой моленной, а наутро ничтоже сумняшеся прийти на Литургию в "новообрядческий" храм и там причаститься? Литургию-то у нас всё-таки - Вы самим это признаёте - не 20 минут служат, как-никак, и принципиально особо не сокращают (ну разве что тропари на блаженных обычно не поют - кстати, у нас в Трёх Святителях поют и их). Неужели то, что ряд комаров остались неоцеженными, так уж сильно влияет на готовность к Таинству?

Знаете, я Вам без обиняков скажу: в Ваших постах и комментариях (начиная с поста про акафисты, с которого, собственно, и началось наше общение) я к великому своему сожалению не раз и не два в Ваших словах про "новообрядцев" слышал нотки "благодарю Тя, Господи, яко яз не якоже прочие человецы" (в данном случае, конечно, не "аз" в чистом виде, а "мы, единоверцы" - но евангельский фарисей тоже скорее всего не от себя лично говорил, а возводил свои достоинства к своей принадлежности к фарисейскому движению"). А это уже очень серьёзно и на мой взгляд является знаком куда большей потери страха Божия, чем любые уставные безобразия.

Видите ли, нужно еще учитывать и то, что у Кузнецких «борцов» был и такой расчет: пусть эти двуперстники ходят к нам, привыкают, приступают к Таинствам – так и «перевоспитаются», и не будет никаких единоверцев…
Ну, вот это уже как раз серьёзнее, это я понимаю. И тут мне видится неприемлемой как раз позиция "борцов" - мне искренне непонятно, чем им двоеперстие мешает? Чай, на 18-19 века... Хотя, если в среде кузнецких единоверцев широко распространены взгляды, подобные тем, которые не раз высказывали Вы (гнушение "новообрядчеством" - будем называть вещи своими именами), в какой-то мере можно и "борцов" понять - по сути дела, единоверцы ведут себя в таком случае как полу-секта вроде тех сообществ, которые порой образуются вокруг иных псевдостарцев или тех же кочетковцев (оговорюсь, что я не возвожу огульного обвинения на кузнецких единоверцев, т.к. не знаю там реальной обстановки, но общение в Сети с Вами и некоторыми другими представителями единоверчества не дает, увы, мне основание считать, что принципиально невозможно, к сожалению). Такое "внутреннее сектанство" неизбежно будет вызывать противодействие - другое дело, что всё равно подход "давайте их перевоспитаем, чтобы были как все" видится мне неразумным, т.к. такие действия могут привести с куда большей вероятностью к ещё большему костенению в своей обособленности и "закукливанию" - собственно, это мы и видим ("вынуждены были ездить за сотни километров" - т.е. замкнутость только усугубилась). Да и вообще людей "ломать через колено - жто как-то не по-христиански...
Если следовать Вашей логике, то и выходит: а зачем вообще единоверческие приходы нужны?
Ну как это - "зачем"? Во-первых, есть же "потомственные" единоверцы. Во-вторых, нравится кому-то знаменное пение, старый чин, они их ценят и любят и т.п. - зачем таким людям мешать? Если только это не мотивируется фарисеёским отношением к "новообрядцам" и "новообрядчеству" - пожалуйста, пусть служат, да ещё, считаю, их в пример ставить надо!

Я, кстати, глубоко уважаю тех, кто стремится к строгому уставному богослужению, т.к. у меня был немалый опыт участия в таковом (ездил в своё время к одному батюшке, который так служил) и я знаю, насколько это благодатно, когда, например, утреня начинается рано "ещё сущёй тьме" и на ней без сокращений неспешно читаются все кафизмы, не опускается ни один из тропарей канона, ни одна стихира и т.п. Так что я "обеими руками за", как говорится, в том, что касается единоверческих приходов!
Чувствительно Вам благодарны:) Уж снизойдите, куда нам, немощным, до Вас...
Когда мерой страха Божия почитается длина богослужения и число поклонов - это, на мой взгляд, действительно немощь, ибо фарисейское гнушение большей частью Церкви ставит в ничто любые аскетические и уставные строгости.

Я знаю немало новообрядцев, которыке категорически не станут причащаться, например, у "кочетковцев". Хотя те тоже не отлучены РПЦ. Значит, тоже евхаристическое единство в ничто ставится...
Да, разумеется, и они, думаю, глубоко не правы. Кстати - а где это Вы видали в массовом масштабе "кочетковские" приходы, причащаться в которых оные "ревнители" категорически не станут? Приход самого о. Георгия разогнали, как известно, аж в 1997-м году, сейчас он сослужит митр. Ювеналию в Новодевичьем монастыре и потому туда ходят его последователи. Надеюсь, речь не идёт о том, что оные ревнители категорически против того, чтобы причащаться в Новодевичьем у митр. Ювеналия? Другой известный "кочетковский" приход в Заостровье под Архангельском был, как известно, разогнан в начале 2013-го года, когда был снят его настоятель о. Иоанн Привалов (между прочим, ситуация весьма похожа на ту, в которую попали кузнецкие единоверцы - уже потому я не могу им не сочувствовать). А других откровенно "кочетковских" приходов я и не знаю - ну да, есть некоторое количество священников, с интересом относящихся к идеям о. Георгия (особенно в отношении катихизации) и как-то с ним и его движением связанных или во всяком случае этому движению сочувствующих, но все-таки в чистом виде кочетковцами их назвать трудно. Ну а в большинстве областей России, где есть ячейки кочетковского движения (а оони есть много где) никаких "своих" храмов или священников у них нет и ходят они во вполне обычные храмы - интересно, что, упомянутые Вами "ревнители" и такие храмы обходят?

Кстати, отношения единоверия и кочетковского движения - это отдельный вопрос: как раз единоверцы-то (во всяком случае, в 90-е годы) кочетковцами и не гнушались. Самый яркий пример, свидетелем которого я был лично в бытность мою у о. Георгия - в 1995 г. на праздник Успения упоминавшийся в Вашем журнале о. Сергий Мацнев приезжал в храм Успения в Печатниках, чтобы помогать о. Георгию причащать паству: о. Георгий плохо себя чувствовал (кажется, у него была сильная простуда и высокая температура ) - Литургию отслужил, а с Чашей стоять не мог, поэтому позвали помогать ему несколько священников, одним из которых был как раз о. Сергий. Ну или другой пример из моего личного опыта - я был как-то на агапе в одной из общин, куда был также приглашен какой-то единоверческий дьякон (кажется, из Михайловской Слободы), ну и в общем как-то достаточно лояльно относился к тому, что делалось у о. Георгия. Кстати, он на меня, помнится, большое впечатление произвёл - очень светлый и благодатный человек.

  • 1